Информационный Интернет-портал или электронная газета? (Анализ наиболее успешных проектов электронных СМИ Ростова и области)

Портал представляет собой сайт, организованный как системное многоуровневое объединение разных ресурсов и сервисов. Как правило, такие сайты совмещают в себе разнообразные функции, предлагают разноплановое содержание (контент) и различные сервисы (поиск, рубрикаторы, финансовые индексы, информация о погоде и т.д.).Обычно он играет роль "отправной точки" для своей аудитории. Отличают вертикальные порталы (посвященные конкретной теме и предоставляющие различные сервисы в ее рамках) и горизонтальные порталы или порталы общего характера, предлагающие набор сервисов, обслуживающих различные темы. Вертикальные порталы обычно представляют собой сайты узкой тематической направленности. Вертикальный портал - сайт, связанный с отраслью или конкретной проблемой. Вертикальный - значит относящийся к одной теме. Это может быть, например, обзор компьютерного рынка. Относительно целесообразности представления информации в формате интернет-портала существуют две противоположные точки зрения.
По мнению специалистов западной консалтиноговой компании McKinsey существуют, как минимум, три причины по которым пользователи предпочитают информационные интернет-порталы традиционным электронным СМИ: многоплановость информации и наличие сервисов привлекают посетителя, у посетителя нет причины уходить из ресурса, то есть он превращается в клиента, и, наконец, после ухода с сайта у него есть желание доверять ресурсу и пользоваться им вновь.
Противоположная точка зрения представлена Антоном Носиком (Лента.Ру http://lenta.ru), который считает, что концепция создания " порталов " - это младшая сестра другого Интернет-направления под названием PUSH. PUSH основывался на идее, что пользователь Интернета более всего мечтает полностью отказаться от разнообразия и свободы выбора информационных источников, перейдя от активного поиска данных к автоматизированному "принудительному кормлению". Практика Ленты.Ру показала, что пользователь отнюдь не мечтает отказаться от свободы выбора и от многообразия новостных источников.
По данным портала «ПоСети» (http://www.poseti.com) в Ростове и области издается 32 электронные газеты, 4 электронных журнала, иных периодических изданий в сети – 20
Чем характерны электронные СМИ Ростова области? Наиболее ясные ответы на этот вопрос дает из оценка по критериям посещаемости, направленности, формату подачи и оцнеки содержания материала.
Наиболее популярен ресурс «Что? Где? Почем?» (http://www.pricenews.ru) Электронная версия одноименного еженедельника рекламно-издательского дома «Сервис-Лэнд». Рискнем предположить, что его популярность обусловлена спецификой аудитории, имеющей доступ в Интернет. В ресурсе имеются Прайс-листы ростовских компьютерных фирм, бесплатные объявления, рейтинги ростовских фирм, статьи, техническая информация о товарах. Типичный вертикальный портал. Ресурс функционирует с 1999г. За это время им пользовались 111069 человек. В день ресурс в среднем посещают 150-200 уникальных посетителей, а общее число обращений в день составляет 800-900. У проекта удобный интерфейс, позволяющий с первой страницы провести поиск интересующего материала. Среди сервисов имеются рубрикатор по темам «товары-статьи-объявления» и дополнительные сервисы: конференции по пяти темам (железо, программирование, софт, игры, ростовские фирмы), рейтинги ростовских фирм, текущие новости компьютерного сообщества, предложения о сотрудничестве и справочник фирм Ростова с двумя подкатегориями. К сожалению у ресурса отсутствует поиск по содержанию, что, однако, легко компенсируется стандартной функцией контекстного поиска Windows.
Интерфейс сделан таким образом, что сначала можно ознакомится с характеристиками существующих моделей товаров, а затем, через сервис «справочник фирм Ростова» определить наличие товара у продавцов и сравнить их цены. Информационный материал представлен по одной статье в номер, однако интерфейс позволяет суммировать статьи, в результате чего собственно материала оказывается довольно много. Весь материал так или иначе направлен на освещение местных компьютерных новостей. В целом газета представляет собой не столько информационное издание, сколько интернет-витрину ростовских фирм с элементами информационного обеспечения.
Другие издания компьютерной тематики представлены в Сети Компьютерным еженедельником Price. Компьютеры, комплектующие , расходные материалы, (http://www.magnet.ru/priceinfo) и Телеком-Ростов Интернет-версия ценового еженедельника «Телеком-Ростов». (http://www.telecom.donpac.ru) Однако судя по их посещаемости говорить о конкуренции пока рано. Ни по удобству интерфейса ни по значимости информации они не могут претендовать на место лидера. В первом издании публикуются общеизвестные в Рунете новости и указано всего две фирмы-продавца оргтехники г. Новочеркасска, причем характеристики продаваемого оборудования отсутствуют. Во втором издании ряд сервисов вообще не функционирует, хотя интерфейс сделан потенциально привлекательно. (Например введен раздел «Хиты продаж», предусмотрен поиск по архиву публикаций и полезные ссылки) В целом Эти издания можно охарактеризовать как вертикальные порталы с неразвитиыми сервисами. Кроме того заявлена газета «Компьютерра –Ростов», но она существут пока только в виде рекламного объявления на сайте «ПоСети».
Среди ресурсов, представляющих жанр газетной журналистики наибольшим вниманием пользуется Деловой Ростов-Город N.Ru (http://www.gorodn.ru) Электронные версии еженедельников «ГородN». и «Сервер». Экономика, политика и общество в Ростовской области плюс аналитические обзоры компьютерного рынка Сайт функционирует с начала 1999 г. За это время ресурс посетило 101808 человек В день ресурс в среднем посещают 120-150 уникальных посетителей, а общее число обращений в день составляет 350-400 человек. На первой странице ссылки на наиболее значимые текущие новости как юга России, так и федерального значения, но затрагивающие интересы жителей Ростовской области (например «Прожиточный минимум в России в III квартале 2000 года вырос по сравнению со II кварталом на 4% и составил 1234 руб») и ссылки на главные новости текущего номера. Кроме того, на первой странице размещен рубрикатор на 5 рубрик по темам (экономика, финансы, рынки, политика, общество), разделенных на 68 подрубрик. На первой странице имеются так же справочник «Деловой Ростов и северный Кавказ 2000 г.» с возможностью онлайнового поиска организации или человека и передачи в базу данных сведений о себе, финансовые индикаторы, 4 форума с возможностью предложения новой темы, ссылки на полные версии свежего номера, а так же анкета (в текущем номере: «Какой, по-вашему, уклад преобладает в донской экономике? Рыночный , криминальный, кумовской , социалистический, другой») без возможности просмотра результатов голосования и возможность подписки на новости по e-mail.При обращении к рубрикатору высвечиваются все названия статей, опубликованные за все время существования газеты с указанием даты. Вся информация бесплатна. Существенным недостатком является невозможность контекстного поиска по словам, разделам и рубрикам. К разряду достоинств можно отнести индексацию архивных номеров, что позволяет быстро их обнаружить и просмотреть.
«Город N» пользуется заслуженной любовью читателей, однако контингент читателей характеризуется прежде всего относительно высоким социальным статусом, и более высокой, чем у среднего ростовчанина заработной платой.
В целом электронный вариант газеты задумывался и был осуществлен как ограниченный горизонтальный портал. Ограниченность вызвана региональным характером издания.
Другие общественно-политические издания представлены газетами «Наше зеркало» (посетило 8700 человек), освещающей в основном новости города Донецка Ростовской области, однако издание качественное, с удобной формой подачи материала, заслужено выдвинута на соискание национальной интернет-премии (на сайте Награда.Ру), «Пресс-криминал» http://presscrimin.al.ru (Посетило 1386 человек) – традиционное электронное СМИ с узкой специализацией, определяемой названием и «Комсомольская правда в Ростове-на-Дону» http://kprostov.ru (Посетило 8200 человек.) Удивительно, но наиболее распространенные издания Ростова (Вечерний Ростов, Молот) либо не имеют своих электронных версий, либо имеют неработающие сервисы.
Среди других изданий можно отметить газету «Хроника Интернет».Издается с 5.05.99 г. Тираж 5000 экз. . За это время ресурс посетило 68944 человека В день ресурс в среднем посещают 70-90 уникальных посетителей, а общее число обращений в день составляет 250-350 человек. Издание можно отнести к традиционным электронным СМИ, но натяжкой. Организованные на сайте сервисы не позволяют осуществлять доступ к архивной информации и вообще, похоже к содержанию номера отношения не имеют. Содержание представлено пятью объявлениями объемом 138 слов, представляющими из себя анонсы материалов расположенных на других информационных ресурсах. Очевидно редакционная политика заключается в поиске новостей интернет, и отбору наиболее важных . По сути ресурс представляет собой новостную ленту событий интернета с элементами региональных интернет-новостей. Наличие столь высокой популярности ресурса можно объяснить отсутствием как аналогичного проекта федерального уровня в масштабе Рунета, так и интернет-направленностью.
Среди официальных изданий на первом месте «Ростов официальный» http://www.rostof.aaanet.ru Это информационный бюллетень местного самоуправления. Сайт функционирует с 1997 г. За это время ресурс посетило около 9000 человек В день ресурс в среднем посещают 1-3 уникальных посетителя, а общее число обращений в день составляет 5-10 человек. Сайт достаточно информативен и представляет собой ограниченный рамками местных новостей горизонтальный портал, информирующий население о панораме городских событий, здоровье, спорте, исскустве, истории, происшествиях, научных достижениях, официальных документах органов местного самоуправления вплоть до ставок ЖКХ. Способ подачи материала вызывает недоумение: непонятно какие критерии отбора материала у редакторов газеты. Материал очень разноплановый, однако ряд материалов содержит полезную местную информацию.
Несмотря на то, что с 1999 г. у сайта появился новый интерфейс и увеличилось количество рубрик, посещаемость низкая. Очевидно это связано с особенностями мышления населения, которое не привыкло получать такого рода информацию через интернет.
Среди специализированных деловых изданий можно было бы отметить «Агробизнесс Юга России» (http://www.agropress.ru) издательского дома «Специализированая пресса», однако желание сэкономить сыграло с авторами жестокую шутку. Заполнение сервисов оставляет желать много лучшего.
Какие же можно сделать выводы? Все наиболее успешные проекты представляют собой интернет-порталы, что говорит о том, что по крайней мере на переферии пользователь не имеет возможности проводить много времени в интернете и предпочитает иметь всю информацию в одном месте. Вывод второй. Успешность электронного издания не определяется успешностью его материального аналога, а зависит от количества сервисов, их наполнения и – главное от содержания.
Анализ показывает, что сегодня успешность региональных электронных СМИ не зависит от близости темы к интернету, интернет-технологиям, программному обеспечению и оргтехники. На первый план вышло качество материала в соответствующее позиционированию СМИ в том или ином сегменте интересов аудитории И, наконец, сетевые СМИ региона становятся финансово успешными проектами, обладающими рекламной привлекательностью.
(С) В.Цыганаш 16.11.2000


Познакомься с народом

E-mail: tsiganash@mail.ru



Hosted by uCoz