О баловстве или к вопросу о сущности виртуального правосознания.

Детская страшилка о том, как маленький мальчик зенитку нашел и , как следствие - ТУ 104 в Москву не пришел, в виртуальном пространстве становится , к сожалению, уже реальностью. Компьютерное сообщество, влекомое лозунгом журнала «Экономист» для интернет-предприятий: «Будь готов или умри !» сегодня напоминает детишек, играющих без присмотра взрослых. Мы имеем в виду, что хотя, откровенно говоря, четких законодательных границ деятельности в интернет-коммерции сегодня практически не существует и действующее законодательство едва ли способно к эффективному регулированию отношений, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности в такой специальной среде, которой является Internet, неэффективность правового регулирования совершенно не означает, его отсутствия.
Как известно, ничем не сдерживаемая детская фантазия приводит к баловству, а баловство к тому, что порой совершенно замечательный и воспитанный ребенок вдруг калечит себя или ближнего своего без всякого к тому умысла. Примерно так же возникают проблемы и у предпринимателя в среде е-сом, тем более за него обидно.
Мы исходим из того, что каждый член интернет-сообщества – нормальный и во всяком случае умственно полноценный (если разобрался в Паутине !) человек. Он может быть гражданином, не гражданином, лицом без гражданства, но в любом случае - участником общественных отношений, возникающих в Сети, а посему с точки зрения российского права – субъектом правового регулирования. То есть к нему могут, должны и будут применяться ограничения, имеющиеся в распоряжении государства.
Совершенно поразительно, что умственно полноценный субъект правового регулирования постоянно забывает об этом и его поведение при попытке заняться бизнесом в интернете очень напоминает баловство, то есть совокупность действий находящихся еще в пределах допустимого, но уже в зоне риска для себя и окружающих. Собственно статья является началом рассказа о длинном перечне неприятностей, которые будут возникать по мере развития у членов интернет – сообщества желания заработать, то есть , строго говоря, стать субъектами предпринимательской деятельности в сфере интернет-коммерции.
Автор был бы благодарен, если бы уважаемые читатели не стесняясь заваливали его почтовый ящик вопросами и рассказами о проблемах и ситуациях с которыми они столкнулись в этой сфере. Ответ будет дан обязательно.
Известный русский философ и правовед Иван Ильин в своей работе «О сущности правосознания» задавался несколькими, не утратившими свое значение сегодня вопросами: для чего нам право? Можно ли его нарушать? Работа И.Ильина была написана в начале ХХ века, а вопросы остаются и в ХХI веке.
В самом деле давайте разберемся: нужно ли нам право или internet – это абсолютно свободная зона? И если свободная, то от и для чего? Очевидно, что вопрос носит чисто риторический характер. Теория права уже давно дала ответ на этот вопрос устами Иммануила Канта : «Поступай так, что бы максима твоей воли стала основой всеобщего законодательства» или, иными словами ГРАНИЦЫ СВОБОДЫ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ МОМЕНТОМ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ДРУГИХ. Осталось только найти человека, который бы показал где находится эта граница.
Граница, как известно, вещь весьма протяженная. Особенно у нашей Родины. Поэтому обозреть ее сразу практически невозможно. Но почему бы внимательно не рассмотреть ее по частям?
Итак часть первая: К вопросу о заключении договоров в интернете.
Прежде всего давайте определимся, что гражданское законодательство предусматривает регулирование предпринимательской (подчеркиваю) деятельности не всех лиц, а только зарегистрированных. Таковых есть три основные группы:
а) юридические лица – коммерческие организации (ООО, АО)
б) юридические лица – некоммерческие организации, но осуществляющих предпринимательскую деятельность в обеспечение уставных целей и задач (фонды, госучреждения, общественные организации);
в) граждане – предприниматели (ПБОЮЛ).
Что происходит, если вы заключили договор с лицом, не зарегистрированным в качестве предпринимателя или юридического лица?
Ст. 168 ГК РФ: Сделка, не соответствующая требованиям закона, (а закон предписывает совершение сделок, направленных на систематическое извлечение прибыли осуществлять только зарегистрированным как предприниматели лицам) иных правовых актов - ничтожна. То есть ее, с точки зрения закона, как бы и нет. Поэтому если вы ничего взамен не получили - это ваша проблема. В действующем законодательстве нет нормы, обязывающей, как, например в торговле, располагать на коммерческом сайте регистрационные данные об организации – собственнике сайта, о лицензиях, почтовых и банковских реквизитах, фамилиях ответственных лиц и т.д. Через интернет невозможно проверить данные о фирме. Поэтому если вы хотите заняться бизнесом, лучше всего отвести страничку для размещения в формате jpg копии титульного листа устава с печатью Регистрационной палаты, адресом , реквизитами и телефоном так же при необходимости - лицензий. Если же вы – покупатель, то старайтесь иметь дело либо с уже проверенными фирмами, либо, предлагающими оплатить товар по факту получения на почте. Это дороже, но надежнее.
Аналогична ситуация и с лицензиями. Если вы, например хотите купить лекарства, необходимые вашей бабушке, то при отсутствии лицензии у продавца вы рискуете потерять деньги. (Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию – см. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 16 сентября 1998 года http://www.ist.ru/VP/Lib088/z17532.htm )
Конечно, можно попытаться доказать, что деятельность вашего жулика не носила характер предпринимательства, то есть не была регулярной (более двух раз) но это порождает новые проблемы: где вы найдете адрес вашего злодея?
Представим себе другую ситуацию: вы - предприниматель , занимаетесь электронной коммерцией. Вы тщательно проверили контрагента, убедились в его праве предоставлять подобные услуги и чувствуете себя совершенно спокойно. Предположим вы – продаете программы. Ваш сайт уютно расположился на чужом сервере и мировое информационное сообщество предпочитает покупать программки прямо в вашем виртуальном магазине. Весь мир знает, что «лучшие программы. Ком» - это золотая мечта. Вдруг меняется собственник сервера и определяет ему лучшее применение – например обслуживать корпоративные расчеты Нью-йоркской биржи. В один прекрасный день вы видите на мониторе наиболее известный ресурс интернета «404. not found». Надо ли говорить, что такая ситуация может случиться и при смене собственника телекоммуникаций? Конечно, скажете вы, у нас договорные отношения, надо обратиться в суд. Ну и обращайтесь. По месту нахождения ответчика. В нашем законодательстве нет специальной нормы для рассмотрения исков, связанных с интернет-коммерцией по месту нахождения истца, кроме случаев, когда это особо указано в договоре. А часто ли вы используете это право при размещении коммерческого сайта? Про телекоммуникации я просто молчу.
Таким образом можно сделать несколько серьезных выводов:
1. Прежде чем проводить сделку – необходимо удостовериться в правомочности контрагента. Т.е. увидеть его устав и лицензию.
При заключении договоров – оговорить рассмотрение вопросов в суде по месту истца.
Так с точки зрения юриста выглядит проблема знакомства в интернете с целью завязывания деловых отношений. Естественно , что многие прочитав эту статью сочтут автора перестраховщиком и закоренелым бюрократом. Но , как известно, юрист нужен не столько, что бы разрешить конфликт, сколько чтобы его предотвратить. С такой точки зрения я и прошу подходить к статье.

В.Цыганаш. зав. кафедрой права РГПУ
Tsiganash@mail.ru


Познакомься с народом

E-mail: tsiganash@mail.ru



Hosted by uCoz