К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ПОИСКА ПАТЕРНАЛИСТСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕРЕЗ НАЦИОНАЛЬНУЮ ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ.

Понятие патернализм, патерналистский, часто используемое в современной философии и социологии подразумевает особенность отношений между властью в любой форме и личностью. При этом в строгом смысле слова значение имеет не форма осуществления власти и не ее уровень (государственная власть, власть работодателя и т.д.) а содержание отношений, соотношение прав и обязанностей. Это видно из анализа содержания разных определений: И. Кант противопоставляя либеральной идее идею патерналистскую вкладывал в это понятие особенности в отношениях государство – личность Советский энциклопедический словарь под патерналистскими отношениями понимал особое состояние трудовых отношений Психологический словарь определяет патернализм как особенности социальных взаимоотношений и взаимодействий на производстве. Составители Словаря экономических терминов попытались объединить различные взгляды и определили патернализм как - 1) покровительственное отношение государства к своим гражданам, фирмы к своим работникам, одной страны к другой; 2) убеждение в том, что государство, правительство обязаны заботиться о гражданах, обеспечивать удовлетворение их потребностей за государственный счет, принимать на себя все заботы о благоденствии граждан.
Что общего имеют эти, казалось бы различные определения?
С точки зрения юриспруденции у этих определений есть общая черта: стороны, участвующие общественных отношениях юридически не равны. А если они не равны, то неизбежно возникает категория власти. Ежи Вятр в социологии политических отношений выделял шесть типов определения власти (власть является особым типом поведения, основанным на возможности изменения поведения других людей, власть – это достижение определенных целей, получение намеченных результатов, власть как возможность использования определенных средств, как отношения между управляющим и управляемым; как влияние, оказываемое на других, как возможность принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях).
Либеральная идея опирается на два основополагающих юридических принципа: свободы воли и равенства сторон. Понятие современного гражданского общества, на наш взгляд, – результат построения социальных отношений на основе этих принципов. Идеологемы гражданского общества это: право человека на автономию и на защиту этой автономии со стороны общества и государства.
Право, как инструмент социального регулирования обладает двумя сторонами: формальной (нормативность , иерархичность, гос. принуждение) и материальной (соотношение прав и обязанностей, обусловленное обычаями, традициями и т.д.) При этом именно материальная сторона права придает ему общественный авторитет. Отсюда вытекает необходимость закрепления в материальной стороне права авторитетных в данном обществе взглядов, традиций, обычаев, и, возьмем на себя смелость утверждать, менталитета, как совокупности неосознанных привычек сознания.
Нельзя, конечно, сводить право только к законодательному закреплению специфической для данного общества культуры. Однако и отрицать это закрепление нельзя так же.
Поскольку право не существует отдельно от общества, и правоотношения возникают в момент урегулирования общественных отношений нормами права, постольку именно содержание нормы определяет состояние отношений в обществе.
Патерналистские отношения могут осуществляться в любой форме (правовой, внеправовой). Но, задаваясь вопросом о типе или о сущности отношений между властью и личностью мы не можем обойти стороной право из-за той же идеологемы гражданского общества - права на защиту автономии личности со стороны общества и государства. Ведь ограничителем любой власти является право.
Значит, с точки зрения юриспруденции вопрос о патерналистских отношениях – это вопрос о юридическом статусе и о соотношении прав и обязанностей. И если это так, то ответ на вопрос о наличии патерналистских отношений может быть найден путем сравнительного анализа норм и способов правового регулирования в т.н. демократических обществах и в национальном законодательстве.

Использованная литература:
Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. М., 1994. Т.1. С.285
Усенин В. И., Социальное партнерство или классовая борьба?, М., 1968, с. 27-35.
Психологический словарь http://psi.webzone.ru/st/334100.htm
Словарь экономических терминов. http://dic.academic.ru/misc/econ_dict.nsf/ByID/NT00002A8E">ПАТЕРНАЛИЗМ</a>
Ежи Вятр. Социология политических отношений – М.: Прогресс, 1979. С. 158


E-mail: tsiganash@mail.ru



Hosted by uCoz